Раздел 1. Общественно-политическая ситуация
Общественно-политическая ситуация в Усть-Цилемском районе характеризуется постоянной стабильностью. В последние годы активизировалось общественное движение. В районе функционируют 15 общественных организаций. В целях координации их деятельности, оказания содействия органам местного самоуправления по решению важных для населения района социально-экономических вопросов в 2012 году создан Общественный совет при администрации МР «Усть-Цилемский», в состав которого вошли все руководители общественных объединений, представители религиозных общин.
Среди общественных объединений национально-культурные автономии: «Украина», «Беларусь», немецкая НКА, представительство межрегионального общественного движения «Коми войтыр» и Межрегиональное общественное движение «Русь Печорская». Деятельность этих объединений направлена на создание благоприятных условий для развития межнациональных отношений, укрепление культурных связей.
В целях недопущения проявлений национального и религиозного экстремизма и пресечения деятельности организованных преступных групп, сформированных по этническому принципу, постановлением администрации района от 30 января 2013 г. № 01/170 утвержден План мероприятий по гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактике ксенофобии, укреплению толерантности на территории муниципального района «Усть-Цилемский» на 2013 год. Все запланированные на первое полугодие мероприятия выполнены. В целевых муниципальных программах «Молодежь Усть-Цилемского района (2013-2015гг.)» и «Развитие образование в Усть-Цилемском районе на 2011-2013 гг.» предусмотрены мероприятия по созданию условий профилактики негативных тенденций в молодежной среде (экстремизма, терроризма, ксенофобии).
Раздел 2. Экономическое развитие
На территории муниципального района «Усть-Цилемский» действовали и действуют следующие муниципальные программы:
1) способствующие развитию малого и среднего бизнеса:
- «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе «Усть-Цилемский» на 2012 – 2013 годы»;
- «Развитие торговой деятельности на территории муниципального района «Усть-Цилемский» (2010 – 2013 гг.);
- «Обеспечение населения твердым топливом (дровами), лесо- (пило-) материалами и поддержка организаций, занимающихся заготовкой древесины для собственных муниципальных нужд муниципального района «Усть-Цилемский» на 2012 год»;
- «Меры по развитию конкуренции в муниципальном районе «Усть-Цилемский» (2011 – 2012 годы);
- разрабатывается муниципальная целевая программа «Развитие туризма в муниципальном районе «Усть-Цилемский» на 2013 – 2015 годы.
2) программы, позволяющие создавать условия для обеспечения доступным жильём граждан:
- «Обеспечение жильём молодых семей на 2011 – 2015 годы»;
- «Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства (2012 – 2016 годы)».
3) программы, способствующие повышению качества предоставляемых услуг в сфере ЖКХ и транспорта:
- «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальном районе «Усть-Цилемский» на 2008 – 2012 годы»;
- «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном районе «Усть-Цилемский» на 2008 – 2012 годы»;
- «Создание полигонов утилизации (захоронения) твердых и жидких бытовых отходов в муниципальном районе «Усть-Цилемский» на 2009 – 2013 годы»;
- «Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципального района «Усть-Цилемский» на 2010 – 2015 годы»;
- «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального района «Усть-Цилемский» на 2011 – 2015 годы и на период до 2020 года».
4) способствующие социально-экономическому развитию района:
- «Концепция социально-экономического развития муниципального образования муниципального района «Усть-Цилемский» на период до 2020 года»;
- «Развитие агропромышленного комплекса муниципального района «Усть-Цилемский» (2011 – 2013 годы)»;
- «Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования муниципального района «Усть-Цилемский» на 2011 – 2013 годы»;
- «О мерах по привлечению и закреплению специалистов, прибывших на работу в муниципальные учреждения муниципального района «Усть-Цилемский» (2012 – 2014 годы)»;
- «План мероприятий по реализации в 2012 году программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования муниципального района «Усть-Цилемский» на 2011 – 2013 годы».
На территории муниципального района «Усть-Цилемский» по состоянию на 01.07.2013 г. осуществляли свою деятельность 393 индивидуальных предпринимателя; 18 малых предприятий (без учета микропредприятий ).
Оборот малых предприятий за 2012 год составил 364,7 млн.руб. (128,1 % к 2011 году). Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий за 2012 год составила 11967 рублей (120,6 % к 2011 году).
Малый бизнес задействован практически во всех сферах деятельности: заготовка и переработка леса, строительство, хлебопечение, рыболовство, пассажирские перевозки, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, обеспечение населения широким ассортиментом продуктовых и промышленных товаров, предоставление бытовых услуг, оптовая и розничная торговля.
В 2012 году в рамках реализации муниципальной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе «Усть-Цилемский» (2012 – 2013 годы)» за счет средств бюджета муниципального района «Усть-Цилемский», бюджета РК и федерального бюджета была оказана поддержка субъектам малого предпринимательства Усть-Цилемского района на сумму 7 млн. 465 560 рублей. За 1 полугодие 2013 года финансовую помощь получили 3 субъекта на сумму 3783,3 тыс. рублей.
Оказывается поддержка хозяйствующим субъектам, снабжающим население твердым топливом. В 2012 году за счет средств бюджета Республики Коми на возмещение разницы в цене (дрова, уголь) оказана поддержка в размере 1миллион 300 тыс. рублей.
ГУ РК «Центр поддержки развития экономики РК» заключены договора с 25 хозяйствующими субъектами на предоставление компенсации по возмещению части транспортных расходов по доставке товаров в труднодоступные и отдаленные сельские населенные пункты Усть-Цилемского района.
В 2012 году из республиканского бюджета возмещено средств по данным договорам на общую сумму 4 миллиона 437 тыс. рублей.
За отчетный период в ходе реализации мероприятий Программы комплексного социально-экономического развития МР «Усть-Цилемский» на 2011 – 2013 годы удалось:
- местным товаропроизводителям увеличить объем реализации своей продукции, как на территории района, так и за её пределами, перевести на постоянную основу проведение ярмарок и выездную торговлю сельхозпродукцией;
- создать новое производство по глубокой переработке рыбы (сушка, засолка, холодное и горячее копчение) в с. Усть-Цильма;
- закупить оборудование и запустить цех по глубокой переработке молочной продукции в с. Трусово;
- провести работу по переоснащению хлебобулочного цеха ООО «Весна»;
- приобрести картофелеуборочный комбайн, картофелекопалку для КФХ Томилов В.А.;
- приобрести катер для речных перевозок;
- сдержать рост цен на сельскохозяйственную продукцию внутри района за счет субсидирования затрат сельхозпроизводителей по перевозке транспортных средств на паромных переправах для организации выездной торговли и реализации продукции на районных сельскохозяйственных ярмарках;
- начать строительство гостиницы в рамках туристического проекта «По следам староверов»;
- начать строительство овчарни.
На территории муниципального района «Усть-Цилемский» развиваются и другие виды предпринимательства:
1. Производство и реализация лесозаготовительными предприятиями древесины и пиломатериалов, готовых срубов домов и хозяйственных помещений, мебели и оконных блоков.
2. Обеспечение населения дровами.
3. Добыча полезных ископаемых (нефти). Лицензии на разведку и добычу углеводородного сырья принадлежат ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
4. Речные перевозки грузов, техники и пассажиров.
5. Развитие туризма.
6. Развитие современного горного производства: ведутся геолого-разведочные работы на месторождениях титановых руд, благородных металлов и алмазов на Среднем Тимане.
На территории муниципального образования функционирует семь сельскохозяйственных предприятий, три предприятия, занимающиеся выловом и переработкой рыбы, 25 крестьянских (фермерских) хозяйств, предприятие по производству хлебобулочных изделий и мясных полуфабрикатов, предприятие по переработке молока, Печорская научно-исследовательская опытная станция.
Общая численность работающих в организациях - 240 243человек, в крестьянских (фермерских) хозяйствах – 74 чел 81 -2013.
По состоянию на 1 января 2013 года поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях района составило в 2012 году 1096 голов (+ 65 гол. к 2011 году), на первое полугодие 2013 – 1118, в т.ч. коров - 544 головы в 2012 году (+ 36 гол. к 2011 г.), в 2013 г. - 543 . Валовой надой молока 2012 год - 1723 тонны (119 % к уровню 2011 г.), первое полугодие 2013г. - 777. Удой на 1 корову за 2012 год составил 3093 кг (+ 349 кг к 2011 г.), 2013г. – 1440 кг.
Поголовье скота в фермерских хозяйствах - 589 голов (+ 3 к 2011 г.), на 01.07 2013 г. - 640, в том числе 246 коров (-38 к 2011г.), в 2013 г. - 249, валовой надой молока в 2012 году – 735 тонн (108 % к уровню 2011 года), удой на корову составил в 2012 году 3028 кг (+ 9 кг).
Продолжается начатое в 2012 году строительство овчарни в с. Коровий Ручей для содержания 500 голов овец печорской породной группы в крестьянском (фермерском) хозяйстве Каневой Лидии Александровны. В текущем году строительство должно быть завершено. Реализация данного проекта позволит увеличить поголовье животных (на 1.01.2013 – 202 овцы), обеспечить их содержание в соответствующих условиях, проводить дальнейшую племенную работу, осуществлять научную деятельность, обеспечить ЛПХ граждан племенными животными.
Организации и фермерские хозяйства реализуют населению сельскохозяйственных животных для дальнейшего содержания. В 2012 году продано 30 голов коров- нетелей, 205 голов молодняка КРС, 9 овец.
В 2012 г. были реализованы основные мероприятия, направленные на развитие перерабатывающих производств и увеличение объемов реализации продукции:
- организована закупка сельскохозяйственной продукции от личных подсобных хозяйств граждан;
- организовано проведение выездной торговли, ярмарок сельскохозяйственной продукции;
- в марте 2012 года осуществлен ввод в действие модульного цеха по глубокой переработке молока в с. Трусово (ООО «Цилемское»). Для этого по модульной системе было построено новое здание, которое снабдили современным оборудованием. Общая сумма затрат на строительство составила 10 миллионов 800 тысяч рублей, в т.ч. из районного бюджета – 3000 руб., из республиканского - 7 миллионов.
В 2013 году начата реализация инвестиционного проекта «Приобретение модульного цеха по переработке молока мощностью 2000 кг в сутки в крестьянском (фермерском) хозяйстве Кирьяновой Татьяны Васильевны» в с. Замежная. Общая стоимость проекта – 14,4 миллиона рублей.
В результате технологического перевооружения цехов, расширен ассортимент и увеличены объемы производства цельномолочной продукции (в 2012 году произведено более 400 тонн (121% к 2011 году) 181.5, выработка сливочного масла составляет ежегодно 80-90 тонн, что покрывает потребность населения района в данном продукте питания.
Уделяется большое значение развитию переработки мяса и рыбы:
-проведены мероприятия по расширению ассортимента рыбной продукции: приобретено и установлено оборудование в цехе по переработке рыбы в с. Усть-Цильма на общую сумму 662 тысячи рублей. Общая сумма затрат составит 1 млн. 760 тыс. руб. Предприятия ООО «Рыбак Печоры пром», ООО «Дары Печоры» реализуют рыбу горячего и холодного копчения в районе и за его пределами.
Основными мероприятиями, направленными на развитие животноводства и перерабатывающих производств, в 2013 году являются:
-совершенствование селекционно-племенной работы, повышение генетического потенциала крупного рогатого скота;
-осуществление комплекса мер по внедрению новых технологий содержания животных, производства кормов;
- обновление парка тракторов и сельскохозяйственных машин;
- сертификация сельскохозяйственной продукции;
- окончание строительства овчарни (по новой технологии), которая позволит увеличить поголовье овец на 500 голов;
- проведение мероприятий по расширению ассортимента молочной, мясной и рыбной продукции и повышению ее качества,
-увеличение объемов закупок сельскохозяйственной продукции от личных подсобных хозяйств граждан;
-организация выездной торговли сельскохозяйственной продукцией и ярмарок выходного дня на территории района и за его пределами, поиск новых рынков сбыта сельхозпродукции.
Специфика расположения населенных пунктов района обуславливает необходимость наличия авиа и речного видов транспорта. Регулярные рейсы из Сыктывкара в Усть-Цильму и обратно выполняются два раза в неделю. В период осенне-весеннего бездорожья количество авиарейсов по данному маршруту увеличивается до пяти раз в неделю, оказываются регулярные услуги вертолета для пассажирских перевозок по району. Для снижения тарифа на авиаперевозки из бюджета Республики Коми выделено в 2012 году финансирование в сумме 7,5 миллионов рублей, из бюджета района – 400 тыс. рублей. В 2013 году введен рейс, связывающий район с г.Нарьян-Мар НАО.
С 1 сентября 2012 года для организации внутримуниципальных пассажирских речных перевозок в Усть-Цилемском районе начал курсировать приобретенный катер КСК – 110 – 32А вместимостью 28 человек.
Проведен ремонт судна на воздушной подушке «Хивус – 10». Ведется работа по приобретению для района самоходного парома для перевозки грузов и пассажиров.
В районе развивается сотовая связь. На сегодняшний день действует 4 оператора: «МТС», «Мегафон», «ТЕЛЕ 2», «Билайн». Введена в эксплуатацию сотовая связь оператора МТС с покрытием всех населенных пунктов в сельских поселениях «Новый Бор», «Хабариха», «Окунев Нос», в 2012 году было построено 3 вышки сотовой связи.
Завершено строительство местной оптико-волоконной линии связи «Усть-Цильма – Лёждуг», что позволило улучшить качество связи в отдаленных населенных пунктах – Новый Бор, Ермица, Харьяга, Окунев Нос, Медвежка. Появилась реальная возможность подключения к высокоскоростному Интернету.
В 6 сельских поселениях: «Новый Бор», «Трусово», «Замежная», «Ёрмица», «Окунев Нос», «Бугаево», ведутся работы по строительству радиотелевизионных передающих станций для ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», что позволит принимать цифровой сигнал.
На территории муниципального района «Усть-Цилемский» реализуются следующие инвестиционные проекты:
- «Создание туристической базы в местечке Бугаево Усть-Цилемского района» (строительство туристической базы, приобретение оборудования, техники, обустройство рыбопромысловых участков (общий объем инвестиций – 31,2 млн. рублей),
- «Организация промышленного и любительского (спортивного) рыболовства на реке Печора и на внутренних водоёмах, связанных с туристической деятельностью на территории Усть-Цилемского района» – строительство туристической базы, приобретение оборудования, техники, обустройство рыбопромысловых участков (общий объем инвестиций – 4,6 млн. рублей),
- «Техническое перевооружение К(Ф)Х Кирьянова Т.В.» - приобретение модульного молочного комплекса по переработке молока в связи с полной изношенностью (общий объем инвестиций – 14,41 млн. рублей),
- «Строительство гостиницы в с. Усть-Цильма» - строительство гостиницы входит в туристический проект «По следам староверов» (общий объем инвестиций – 45 млн. рублей),
- «Техническое и технологическое перевооружение К(Ф)Х Канева Л.А.» - строительство скотопомещения и выведение новых пород, типов и линий овец, приспособленных к суровым природно-климатическим условиям Севера, на основе местных печорских пород (общий объем инвестиций – 17 млн. рублей).
В целях развития сельских территорий разработана концепция сохранения и комплексного развития сельского поселения «Замежная».
С целью развития туризма разработана муниципальная целевая программа «Развитие туризма в муниципальном районе «Усть-Цилемский» на 2013-2015 годы».
В сфере туризма работают 3 организации. По одному из них сведения о туроператоре внесены в единый федеральный реестр туроператоров. Разработано 5 туристических маршрутов.
На официальном сайте администрации муниципального района «Усть-Цилемский» создан туристический блок, на котором представлена информация о туристических маршрутах и фотографии.
Установлены связи между МБУ «Центр физкультуры, спорта и туризма» и туристическими организациями «ВЭРТАС», «Лингва-тур», «Меридиан Интур».
Количество иностранных и российских туристов, посетивших район по турмаршрутам «Усть-Цилемская горка», «По следам староверов», и местного населения составило в 2012 году 340 человек. Планируется увеличение потока туристов, как выездного с экскурсионным обслуживанием, так и внутреннего.
В 2012 году заключено Соглашение между муниципальными образованиями «Муниципальный район «Усть-Цилемский» (Республика Коми) и «Муниципальный район «Заполярный район» (НАО) о межмуниципальном сотрудничестве.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по району в 2012 году составила:
- всего по району – 24131 руб. (в 2011 году – 21912 руб.),
- крупные и средние предприятия и некоммерческие организации муниципального района – 24131 руб. (в 2011 году – 21912 руб.),
- малые предприятия – 11967 руб. (в 2011 году – 9918 руб.),
- муниципальные дошкольные образовательные учреждения – 15076 руб. (в 2011 году – 12729 руб.),
- муниципальные общеобразовательные учреждения – 20202 руб. (в 2011 году – 19161 руб.),
- муниципальные учреждения здравоохранения – 24095 руб. (в 2011 году – 20830 руб.).
Средний размер пенсии в 2012 году составил 11009 рублей.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в области совершенствования бюджетной, налоговой политики, повышения эффективности бюджетных расходов и муниципальных закупок приняты следующие муниципальные правовые акты:
1) постановление администрации муниципального района «Усть-Цилемский» от 29 августа 2012 года № 08/1645 « Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального района «Усть-Цилемский» на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов»;
2) решение Совета муниципального района «Усть-Цилемский» от 17 октября 2012г. № 128/10 «О внесении изменений в решение Совета муниципального района «Усть-Цилемский» от 12 октября 2011 г. № 56/04 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального района «Усть-Цилемский»;
3) решение Совета муниципального района «Усть-Цилемский» от 25 декабря 2012г. № 159/12 «О внесении изменений в решение Совета муниципального района «Усть-Цилемский» от 23.06. 2011 г. № 29/02 «Об утверждении Программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования муниципального района «Усть-Цилемский» на 2011-2013 годы».
Распоряжением администрации муниципального района «Усть-Цилемский» от 18 января 2013 г. № 15-р утвержден План мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета муниципального района «Усть-Цилемский», а также по сокращению недоимки бюджета муниципального района «Усть-Цилемский» на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. Реализация Плана мероприятий будет способствовать увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета.
Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в общем объеме собственных доходов бюджета (без учета субвенций) в 2012 году снизилась по отношению к 2011 году на 2,1% и составила 5,9%. В 2012 году изменились нормативы зачисления по уровням бюджетов (зачисление в Федеральный бюджет гос. пошлины за регистрацию транспортных средств в размере 100%, в республиканский бюджет РК - штрафы за нарушение законодательство РФ о безопасности дорожного движения в размере 100%); снизились доходы от использования имущества и доходы от продажи материальных и нематериальных активов.
Администрациями сельских поселений района и обществом с ограниченной ответственностью «Хоумленд Архитектура» (г. Москва) заключаются муниципальные контракты на выполнение работ по разработке генеральных планов и правил землепользования и застройки.
В целях обеспечения новых земельных участков инженерной и дорожной инфраструктурой для увеличения объемов жилищного строительства реализуется муниципальная целевая программа «Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства» (2012-2016 годы).
В рамках вышеуказанной программы в 2012 году разработана проектная документация «Строительство инженерной инфраструктуры в целях жилищного строительства в местечке «Совхозное поле» с. Усть-Цильма Республики Коми (сети водопровода и дороги общего пользования). При реализации данной проектной документации предполагается обеспечить 83 земельных участка инженерной инфраструктурой (дорогой и водопроводом).
2012 году капитально отремонтирован участок автомобильной дороги Трусово – Филиппово (4,1 км), капитально отремонтирован переулок Юбилейный (0,650 км), ул. Батманова, ул. Авиаторов в с. Усть-Цильма, произведен ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и подъездов к ним. Проведена работа по сбору исходных данных и началось проектирование межпоселенческого полигона для твердых бытовых отходов.
Началось проектирование дороги Синегорье – Загривочная – Замежная на участке подъезда к д. Загривочная.
В 2013 году ведется работа по получению субсидий из республиканского бюджета на:
• капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения;
• капитальный ремонт улиц и проездов в населенных пунктах;
• капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов;
• капитальный ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и подъездов к ним.
В 2013 году завершено строительство лыжной базы на 20 мест в с. Усть-Цильма; освещенной лыжной трассы в с.Усть-Цильма; универсальной спортивной площадки в с. Трусово; школы на 162 учащихся в с. Замежная.
Во втором полугодии 2013 года завершится строительство водопровода и насосной станции в д. Чукчино.
Продолжаются работы по проектированию объектов: лечебный корпус на 80 коек в с. Усть-Цильма; детский сад на 120 мест в с. Усть-Цильма; межпоселенческий полигон ТБО в с. Усть-Цильма; пристройка к зданию Усть-Цилемского культурного центра – филиала МБУ «Районный центр культуры досуга и кино».
Завершены проектные работы по строительству инженерной инфраструктуры в целях жилищного строительства в местечке «Совхозное поле» с. Усть-Цильма.
Благодаря внесенным изменениям в федеральные и региональные нормативные акты, в 2012 году появилась возможность предоставления земельных участков на безвозмездной основе льготной категории граждан. Администрацией района было выделено 6 земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства. В 2013 году планируется выделение ещё 12 земельных участков в собственность бесплатно, из них в первом полугодии выделено 3 земельных участка.
В рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в 2012 году улучшили свои жилищные условия 2 молодые семьи.
В рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» были предоставлены социальные выплаты на приобретение жилья трем семьям.
На завершение строительства в рамках реализации РЦП «Социальное развитие села (2012-2013 годы)» в 2012 году получили социальную выплату 13 семей, в 2013 – 1 семья.
Кризисное состояние отрасли в сфере ЖКХ связано с неудовлетворительным финансовым положением предприятий ЖКХ, высокими затратами, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов.
По итогам 2012 года удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами составила 60 % от числа опрошенных (2011 год – 70 %).
В целях создания условий для предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг собственникам помещений предоставляется право выбора способов управления многоквартирными домами. В 2012 году большинство собственников помещений реализовали свои права, в связи с чем увеличилась доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали один из способов управления многоквартирным домом и составила 80,5 % (2011 – 62,68 %).
Увеличился уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, который в 2010 году составил 75%, в 2011 году – 80,98%, в 2012 году – 82 %.
Доля убыточных предприятий жилищно-коммунального комплекса по-прежнему составляет 100%. Реализация мероприятий Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального района «Усть-Цилемский» на 2011-2015 гг. и на период до 2020 года будет способствовать постепенному сокращению количества убыточных организаций жилищно-коммунального комплекса.
Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, составила в 2012 году 98%. Постановка на кадастровый учет осуществляется планомерно и к 2014 году составит 100%.
Отсутствуют многоквартирные дома, признанные в 2012-2013 годах в установленном порядке аварийными.
В целях повышения качества предоставляемых услуг в сфере ЖКХ:
1) произведены реконструкции с заменой котлоагрегатов на котельных: в с. Усть-Цильма (котельная № 9), в с. Трусово, в с. Окунев Нос, в с. Среднее Бугаево, в с. Ермица, в пст. Новый Бор и пст. Харьяга,
2) принимается участие в долгосрочной целевой программе «Чистая вода в РК (2011-2017 гг.)»,
3) ведется работа по обустройству полигона в с. Усть-Цильма в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Обращение с отходами производства и потребление в РК (2012-2016 гг.)»,
4) проводится энергоаудит объектов бюджетной сферы,
5) принимается участие в программе комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры на 2011-2015 гг. на период до 2020 года,
6) разрабатывается проект схем теплоснабжения муниципальных образований района.
Общий объем расходов бюджета муниципального района «Усть-Цилемский» на жилищно-коммунальное хозяйство в 2012 году составил 28 073 тыс. рублей, из них:
- 335,7 тыс. рублей – расходы на капитальный ремонт многоквартирных домов,
- 11 690,9 тыс. рублей – расходы на объект «Водопровод в д. Чукчино»,
- 555,7 тыс. рублей – организация утилизации и переработки бытовых отходов,
- 179,6 тыс. рублей – расходы на ремонт скважин.
Раздел 3. Социальное развитие
Основными направлениями деятельности в области образования являются:
- предоставление качественного доступного образования;
- развитие системы воспитания на основе отечественных традиций и инновационного опыта, повышения роли семьи в воспитании детей и подростков. Формирование у детей и учащейся молодежи гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и обязанностям человека, любви к Родине, семье, окружающей природе;
- повышение профессиональной компетентности педагогов и заинтересованности учителя в конечных результатах своего труда;
- создание комфортных и безопасных условий пребывания детей в учреждениях образования.
Сеть образовательных учреждений района позволяет обеспечить потребности населения по доступности, качеству образования: 9 средних и 2 основные общеобразовательные школы, 4 начальные школы – детские сады, 14 дошкольных образовательных учреждений, 1 учреждение дополнительного образования детей.
Все образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы и программы дошкольного, дополнительного образования, аккредитованы и имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности.
На 01.06.2013г. в 15 школах района обучалось 1616 учащихся, в т.ч. в средних школах – 1493, в основных школах – 89, в начальных школах-детских садах - 34 учащихся.
В МБОУ «Усть-Цилемская СОШ» реализуются общеобразовательные программы профильного обучения, МБОУ «Новоборская СОШ» реализует программу профессионального образования детей по профессии «Тракторист», в МБОУ «Короворучейская СОШ» открыты 4 кадетские класса (5, 6, 7, 8 классы). Коми язык изучается во всех школах района начиная со 2 класса.
В банке данных «одарённых» детей – 439 уч-ся (26,9% от общего количества детей школьного возраста по району). Это победители, призеры и активные участники всевозможных олимпиад и конкурсов на разных уровнях. Единовременной стипендией Главы МО МР «Усть-Цилемский» ежегодно поощряются 30 учащихся: за особые успехи в учебе, за особые успехи в эстетическом развитии, за особые успехи в спорте.
Стипендией Правительства Республики Коми в 2012 году награждены 2 обучающихся.
Лауреатами Малой Нобелевской Премии РК в номинациях «За достижения в изучении точных наук», «За достижения в языкознании» в 2012 году стали 2 обучающихся.
Общая численность участников всероссийской олимпиады школьников на муниципальном этапе ее проведения составила 332 человека. Общая численность участников всероссийской олимпиады школьников на региональном этапе ее проведения – 16.
Детские сады и дошкольные группы при школах посещали 815 воспитанников, в т.ч. в 14 детски садах – 731 ребенок, в группах при школе – 84 ребенка.
Число детей, получающих дополнительное образование в объединениях МБОУДОД «РЦДТ «Гудвин», остается стабильным – 445 детей. Наибольшее количество детей занимается в объединениях художественно-эстетической направленности.
Значительную роль в развитии познавательной и творческой активности обучающихся, углублении и расширении знаний играют творческие объединения, кружки, студии и секции, созданные в общеобразовательных учреждениях.
В целях обеспечения качественного образования обучающихся и воспитанников и экономии бюджетных средств в районе осуществляется оптимизация сети образовательных учреждений. В 2012 году проведена реорганизация в отношении 3-х образовательных учреждений, в том числе ликвидировано 1 образовательное учреждение, реорганизовано 2 учреждения.
Одним из основных условий повышения качества образования является обеспечение комфортных условий образовательного процесса (укрепление материально-технической базы, проведение капитальных ремонтов, противопожарных мероприятий и др.).
В целях реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» проект Концепции развития математического образования в Российской Федерации будет рассмотрен на совещании руководителей образовательных учреждений в сентябре 2013 года.
Для повышения эффективности единого государственного экзамена производится разработка и утверждение планов-графиков подготовки к ЕГЭ, ознакомление учащихся с возможными вариантами заданий различного уровня сложности («А», «В», «C»), отработка навыков их выполнения; осуществляется контроль за выполнением программ по русскому языку и математике, проведение классных часов и родительских собраний по разъяснению проведения государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ, инструктажей по заполнению бланков, оформление информационных стендов о ЕГЭ, анализ результатов ЕГЭ.
Проводятся семинары для уполномоченных представителей ГЭК РК, ответственных за организацию и проведение ЕГЭ в ППЭ, руководителей ППЭ и организаторов. Осуществляется ознакомление лиц, привлеченных к работе по подготовке и проведению ЕГЭ с нормативными документами, функциями, правами и обязанностями, а также мерами ответственности за соблюдение конфиденциальности и информационной безопасности. Производится аккредитация общественных наблюдателей из числа представителей органов местного самоуправления, членов родительских комитетов школ в целях соблюдения прав участников, усиления наблюдения за ходом проведения экзаменов на территории района, повышения прозрачности и объективности; ознакомление общественных наблюдателей с нормативными правовыми и инструктивно-методическими документами, проведение инструктажей по порядку проведения экзаменов.
Основными мерами, направленными на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи являются:
- развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере образования, организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих учет результатов интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятий и внеучебных достижений (формирование портфолио) детей и молодежи; повышение заинтересованности педагогических работников, образовательных учреждений в выявлении и поддержке одаренных детей и молодежи;
- реализация системы мероприятий, направленных на решение поставленных задач: разработка и реализация муниципальных целевых программ по выявлению и талантливых детей; организация научных и творческих мероприятий для детей и молодежи; развитие системы дополнительного образования детей и молодежи.
Удельный вес детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию на отчетный период составил 61% от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет. Планируется открытие новых объединений дополнительного образования детей на базе общеобразовательных учреждений и детского центра «Гудвин» за счет:
- организации работ по выявлению и изучению потребностей детей в дополнительном образовании и расширение спектра реализуемых программ;
- подготовки и проведения необходимых работ по разработке и лицензированию востребованных учащимися образовательных программ дополнительного образования детей.
Принимаются меры по ликвидации очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения. Обеспеченность местами в детских дошкольных учреждениях детей в возрасте с 3-7 лет в 2012 году составила 97,5%, в 2013 году - 99%, к 2014 году планируется 100%.
Основными направлениями деятельности учреждений культуры района являются:
- организация и проведение массовых мероприятий;
- сохранение и развитие народной традиционной культуры;
- поддержка самобытных коллективов;
-поддержка любительского художественного творчества;
- организация досуга и отдыха населения.
Самодеятельное народное творчество в районе поддерживают коллективы, клубные формирования, их насчитывается более 120, участников более 1200 человек.
Исследование по удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры показали, что 96% от числа опрошенных довольны качеством предоставления данных услуг.
На территории района действуют 4 культурных центра, 14 домов культуры, 7 сельских клубов, 178 культурно-досуговых формирований, 20 библиотек.
В 2012 году началась реализация долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие инфраструктуры отрасли «Культура» в Республике Коми». На условиях софинансирования приобретено оборудования, программного обеспечения, расходных материалов на сумму 372,3 тысячи рублей. Поступили компьютеры в сборе, компьютерные столы, кресла в 7 сельских библиотек. Также на условиях софинансирования на 62,0 тысячи рублей приобретено 374 новых книги.
Объём расходов бюджета района на сферу культуры в 2012 году составил 70 522,7 тыс. рублей. Наибольший удельный вес занимают расходы на клубы и дома культуры – 61,6 %.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 с 1 апреля и 1 июля 2013 года увеличена заработная плата педагогическим работникам учреждений образования, работникам учреждений культуры. В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы предельная доля расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала не превышает 40 процентов в фонде оплаты труда учреждения.
Основной целью работы в области физической культуры и спорта является привлечение жителей района к занятиям физкультурой и спортом и приобщение к здоровому образу жизни.
На территории района развиваются 16 видов спорта, в том числе: велоспорт, лыжероллеры, лыжные гонки, мини футбол, стрельба, хоккей, легкая атлетика.
Общая численность занимающихся физической культурой и спортом в районе – 2822 человек, что составляет 21,6% от общей численности населения.
Самыми популярными по числу занимающихся являются: волейбол, лыжи, баскетбол, футбол, настольный теннис, фитнес – аэробика.
В 2012 году сильнейшие спортсмены и сборные команды приняли участие в 3-х Всероссийских и 14 республиканских соревнованиях (по лыжным гонкам, мини-футболу и пневматической стрельбе).
Национальным видом спорта для Республики Коми и для Усть-Цилемского района являются лыжные гонки, в которых наши спортсмены традиционно являются одними из лучших, добиваясь успехов на республиканских и всероссийских аренах. С целью дальнейшей популяризации и развития этого вида спорта в 2011 году проведены первые межмуниципальные соревнования на призы президента Федерации лыжного спорта Республики Коми Ивана Александровича Поздеева, собравшие в свои ряды более 160 спортсменов из городов и районов
Наиболее массовыми и зрелищными районными спортивными соревнованиями являются:
- «Лыжня России»,
- «Кросс Наций»,
- Спартакиады школьников и молодёжи,
- легкоатлетические эстафеты в честь Дня Победы,
- волейбольные и футбольные турниры.
Популярные у населения и эксклюзивные для Республики Коми соревнования: конные соревнования, водно-моторные гонки, силовые состязания.
В 2012 году появились новые спортивные объекты. В октябре была торжественно открыта универсальная спортивная площадка в с. Трусово, лыжная база в селе Замежная. Возобновили работу: спортивный комплекс в д. Филиппово и спортивный клуб в с. Окунев Нос. В 2013 году закончится строительство лыжной базы в с. Усть-Цильма.
Общий объем расходов бюджета муниципального района на физическую культуру и спорт в 2012 году составил 33 387,3 тысячи рублей.
В год спорта (2013) значительно увеличен перечень мероприятий по развитию массовых видов спорта, привлечению к занятиям спортом семей, людей пожилого возраста. Большой популярностью стало пользоваться катание на коньках. Большое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни на всех этапах воспитания и обучения детей и молодежи. Укрепляется материально-техническая база спортивных объектов.
Реализуется муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в муниципальном районе «Усть-Цилемский» на 2012-2014 годы»
Основным направлением в области здравоохранения является выполнение мероприятий по реализации федеральных законов, республиканских и районных программ по обеспечению качественной доступной медицинской помощью населения Усть-Цилемского района.
Приоритетные задачи:
- реализация программы модернизации здравоохранения МР «Усть-Цилемский» на 2011 – 2012 годы в соответствии с сетевым графиком с достижением целевых индикаторов,
- реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье»,
- выполнение Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории МР «Усть-Цилемский».
В районе работают 24 врача и 112 средних медицинских работников.
Укомплектованность врачами 58,5 %, средним медицинским персоналом 86,5 %. Обеспеченность на 10 000 населения врачами составляет 18,5, что ниже, чем в среднем по сельским районам РК (16,5), коэффициент совместительства 1,4.
В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», который направлен на повышение качества медицинской помощи, на диспансеризацию работающих граждан в 2012 году было выделено 56 720,0 руб., на диспансеризацию детей – сирот – 132 813,0 руб.
По программе «Родовых сертификатов», которая действует в рамках национального проекта «Здоровье», в 2012 году на заработную плату было выделено 1 473 020 рублей, на медикаменты – 2 400 рублей, на оборудование – 90 300 рублей.
5 новорожденных были обследованы аудиологическим и неонатальным скринингом.
В 2012 году младенческая смертность составила 6,8 промилле (на тысячу человек), что превышает показатели 2011 года (в 2011 году – 0).
Смертность в трудоспособном возрасте (на 100 тыс. человек) составила 914,5, в том числе от болезней системы кровообращения – 304,8, от злокачественных новообразований (ЗНО) – 25,4, от травм – 304,8. Данные показатели не превышают целевые.
Общая смертность в течение 2012 года от злокачественных новообразований составила 45,2 (на 100 тыс. человек), что также не превышает целевые показатели. В сравнении с 2011 г. произошло снижение смертности от злокачественных новообразований (2011 год – 51,5).
В 2013 году снизился уровень смертности от злокачественных новообразований.
Впервые в 2012 году выполнена Программа государственных гарантий оказания медицинской помощи населению стоматологической службой. В планах – внедрение платных услуг по оказанию стоматологической помощи населению (2013 – 2014 годы).
В рамках реализации программы «Модернизация здравоохранения Республики Коми» в 2012 году поступило 60 единиц медицинского оборудования. Проведены ремонтные работы в отделении хирургии, терапии, детском отделении, в здании поликлиники, в зданиях ФАПов.
Готовится проектная документация для строительства лечебного комплекса в с. Усть-Цильма. Общий объём расходов бюджета муниципального района «Усть-Цилемский» на содержание учреждений здравоохранения в 2012 году составил 64 284,8 тыс. рублей.
Большое внимание администрацией района уделяется привлечению квалифицированных специалистов в район. Разработана и функционирует муниципальная целевая программа «О мерах по привлечению и закреплению специалистов, прибывших на работу в муниципальные учреждения муниципального района «Усть-Цилемский» (2012-2014гг.).
Согласно данным, предоставленным Комистатом, численность населения в районе на 1 января 2013 года составила 12355 человек (на 1.01.2011 – 12944 человека, на 1.01. 2012 -12656 чел.). В 2012 году родилось 211 человек, умерло – 195 человек. Естественный прирост населения составил 16 человек. За первое полугодие 2013 года родилось 71 человек, умерло 98. По всем отраслям социальной сферы предусмотрены меры по улучшению демографической ситуации в районе.
Раздел 4. В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения района разработана и функционирует муниципальная целевая программа «Укрепление правопорядка и общественной безопасности в муниципальном районе «Усть-Цилемский» на 2012-2014 годы. Выполнение мероприятий программы выполняется в предусмотренных объемах и в установленные сроки. За 2012 г. и первое полугодие 2013 г. приобретено и установлено программное обеспечение (программа видеоконференцсвязи) на компьютеры службы ЕДДС, программное обеспечение (система оповещения руководящего состава района) на компьютеры службы ЕДДС, создан резерв МТР (тепловые пушки – 3 шт., ТЭНы – 10 шт., силовой кабель, мотопомпа, мегафоны – 2 шт., насосы циркуляционные - 4 шт., насосы консольные - 3 шт.,), приобретены пожарные рукава – 48 шт.; создан резерв таборного имущества (53 974 руб.); приобретено оборудование для поиска утонувших, открыты пожарные посты в с.Трусово, с. Замежная. Ведется работа по обеспечению экологической безопасности: разработан план мероприятий по охране окружающей среды, ведутся работы по созданию на территориях поселений полигонов для жидких и твердых бытовых отходов. Регулярно организуются субботники, экологические акции.
Раздел 5. Развитие системы муниципального управления
Управление муниципальным имуществом осуществляется в соответствии с утвержденным решением Совета МР «Усть-Цилемский» положением. Создан реестр муниципального имущества, который систематически корректируется.
В Администрации МР «Усть-Цилемский» ведется планомерная работа по созданию современной системы управления муниципальными финансами.
В результате реализации распоряжения главы администрации муниципального района «Усть-Цилемский» от 17.06.2011г. № 240-р « Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов МО МР «Усть-Цилемский» на период до 2013года, Постановления администрации муниципального района «Усть-Цилемский» от 18.12.2012г.№12/2452 «Об утверждении целевой муниципальной программы «Повышение эффективности расходов бюджета муниципального образования муниципального района «Усть-Цилемский» на период до 2015 года , система управления муниципальными финансами постоянно и динамично развивается.
Реализация Программы реформирования муниципальных финансов муниципального района «Усть-Цилемский» на 2009-2010 годы, утвержденная Решением Совета муниципального района «Усть-Цилемский» от 04.12.2008г. №161/10 позволила достичь положительных результатов в области управления муниципальными финансами :
- сформирован Перечень основных муниципальных услуг предоставляемых муниципальными учреждениями района ;
-решения Совета района по вопросам бюджетной и налоговой политики проходят обязательную публичную независимую экспертизу;
- четко разграничены полномочия и сферы ответственности между районом и сельскими поселениями, что дало возможность определять долгосрочные ориентиры и направления развития общественного сектора экономики на муниципальном уровне;
- создана нормативная база для оценки результатов осуществления функций и задач главных распорядителей средств бюджета муниципального района «Усть-Цилемский», для оценки результатов работы бюджетных учреждений в соответствии со стандартами качества предоставления муниципальных услуг;
-создана нормативная база для оценки эффективности инвестиционных проектов, планируемых и реализуемых на территории муниципального района "Усть-Цилемский" и предоставляемых в администрацию муниципального района "Усть-Цилемский" для получения поддержки за счет средств бюджета муниципального района ;
- доля программно-целевых расходов ( за счет муниципальных, республиканских и федеральных программ) бюджета достигла 28,9 процента;
- создана система мониторинга кредиторской задолженности бюджета МО МР «Усть-Цилемский»;
- обеспечивается формирование и исполнение бюджета района по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам организации бюджетного процесса с соблюдением установленных им процедур и ограничений по объему долга и дефицита бюджета.;
- внедрена автоматизированная система исполнения местного бюджета «Автоматизированный центр контроля –Финансы», кассовое обслуживание бюджета муниципального района «Усть-Цилемский», осуществляется с открытием лицевых счетов всем участникам бюджетного процесса, учет операций по выплатам из местного бюджета производится с единого счета , открытого финансовым органом в органах Федерального казначейства, что позволяет финансировать бюджетополучателей по фактической потребности, аккумулируя бюджетные средства на едином счете бюджета, иметь оперативную информацию о расходах.
Совершенствование системы бюджетного планирования заложило предпосылки для расширения его горизонта. МО МР «Усть-Цилемский» с 2013 года перешло на систему трехлетнего бюджетного планирования.
Внедрение практики трехлетнего бюджетного планирования позволит более эффективно распределять бюджетные ассигнования в среднесрочной перспективе, что, в свою очередь, позволит более тесно увязать показатели бюджетных расходов и результатов в различных сферах общественного сектора экономики. В практике бюджетного планирования применяются программные принципы.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 07.06.2013г №187 муниципальный район «Усть-Цилемский» удостоен гранта , как района, достигший наилучших результатов по увеличению базы налоговых и неналоговых доходов местного бюджета.
Дальнейшая реализация муниципальных программ в области управления финансами позволит обеспечить финансовую стабильность и эффективное управление муниципальными финансами.
Администрацией муниципального района «Усть-Цилемский» ведется работа по совершенствованию системы размещения заказа. Уполномоченный орган работает на основании Постановления администрации муниципального района «Усть-Цилемский» от 05 марта 2012 года № 03/392. Организована работа по размещению заказов с полной детализацией полномочий заказчиков и уполномоченного органа, организовано грамотное планирование и размещение заказов, что в свою очередь позволяет обеспечить высокий уровень конкуренции и экономии бюджетных средств в результате проведенных процедур.
За 2012 год объявлено 93 процедуры, из них 73 – путем проведения торгов, 20 – путем проведения запросов котировок.
За первое полугодие 2013 года объявлено 35 процедур, из них 32 – путем проведения открытых аукционов в электронной форме, 3 – путем проведения запросов котировок.
Регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется в соответствии с Положениями о муниципальной службе, принятыми представительными органами местного самоуправления района. Разработаны правовые акты, регулирующие оплату труда, пенсионное обеспечение лиц, замещающих должности муниципальной службы, формирование кадрового резерва, обеспечивающие противодействие коррупции. Действует муниципальная целевая программа «Развитие муниципальной службы в администрации муниципального района «Усть-Цилемский» на 2012-2014 годы».
Ведется подготовительная работа по внедрению системы электронного муниципалитета.
Раздел 6. Оценка Общественного совета при муниципальном образовании
Отчет о деятельности главы муниципального района «Усть-Цилемский»-руководителя администрации района представляется на встречах с населением района, представителями общественных организаций. Общественный совет при администрации не давал официальной оценки деятельности главы муниципального образования за 2012 год. В планы деятельности Общественного совета на 2014 год будет включен вопрос «О деятельности главы муниципального района «Усть-Цилемский»-руководителя администрации района в 2013 году», соответствующие документы будут размещены на сайте администрации района.
Раздел 7. Оценка Совета муниципального образования
Отчет о деятельности главы муниципального района «Усть-Цилемский»-руководителя администрации района и администрации муниципального района «Усть-Цилемский» в 2012 году, был рассмотрен на заседании Совета района 05 июня 2013 года, принято соответствующее решение № 178/14 (Ссылка на архив).